Глава 4. ФОРМЫ, ПОРЯДОК И ГАРАНТИИ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САОУПРАВЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЕМ И УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 10. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
 
Население муниципального образования непосредственно осуществляет местное самоуправление и участвует в осуществлении местного самоуправления в следующих формах:
1) местный референдум;
2) муниципальные выборы;
3) голосование по отзыву депутата, главы муниципального образования;
4) голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования;
5) сход граждан;
6) правотворческая инициатива граждан;
7) территориальное общественное самоуправление;
8) староста сельского населенного пункта;
9) публичные слушания, общественные обсуждения;
10) собрание граждан;
11) конференция граждан (собрание делегатов);
12) опрос граждан;
13) обращения граждан в органы местного самоуправления;
14) инициативные проекты;
15) инициативная комиссия;
16) общественный совет;
17) иные формы, не противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Ленинградской области и законодательству Ленинградской области.
 
Статья 11. Местный референдум
1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
2.Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.
3.Решение о назначении местного референдума принимается советом депутатов муниципального образования:
1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме, оформленной в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами Ленинградской области;
2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», оформленной в порядке, установленном указанными федеральными законами и законодательством Ленинградской области;
3) по инициативе совета депутатов муниципального образования и главы администрации муниципального образования, выдвинутой ими совместно, которая оформляется в виде муниципальных правовых актов совета депутатов муниципального образования и администрации муниципального образования.
4. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования и обладающие избирательным правом. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
5. Совет депутатов муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в совет депутатов муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.
6. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.
7. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, порядок подготовки и проведения местного референдума, принятия решения на референдуме, опубликования итогов референдума определяется в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и принимаемым в соответствии с ними законами Ленинградской области для проведения местного референдума.
8. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
9. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
10. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 12. Муниципальные выборы
 
1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов совета депутатов муниципального образования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральным законодательством и законами Ленинградской области.
Выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе по двум многомандатным избирательным округам, с числом депутатских мандатов, подлежащих распределению в каждом округе, равном пяти, образуемых советом депутатом муниципального образования на территории всего муниципального образования.
2. Муниципальные выборы назначаются советом депутатов муниципального образования не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
В случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», муниципальные выборы назначаются территориальной избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума или судом.
3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным закон от 26.11.1996 №138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», законами Ленинградской области.
4.Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 13. Голосование по отзыву депутата совета депутатов муниципального образования, главы муниципального образования
 
1. Голосование по отзыву депутата, главы муниципального образования проводится по инициативе населения в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом Ленинградской области, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Отзыв депутата, главы муниципального образования возможен по одному из следующих оснований:
1) нарушение депутатом, главой муниципального образования законодательства Российской Федерации и (или) законодательства Ленинградской области, факт совершения которого установлен судом. Отзыв по данному основанию не освобождает депутата, главу муниципального образования от иной ответственности, предусмотренной федеральными законами и законами Ленинградской области;
2) неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение депутатом, главой муниципального образования своих обязанностей, установленное судом.
Основанием для отзыва главы муниципального образования является также нарушение срока издания муниципального правового акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления населения.
3. Депутат, глава муниципального образования, в отношении которого инициировано голосование по отзыву, осуществляя защиту своих интересов, имеет право присутствовать на собраниях инициативной группы по отзыву депутата, главы муниципального образования, а также заседаниях совета депутатов муниципального образования и территориальной избирательной комиссии, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, давать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва. Члены инициативной группы, территориальная избирательная комиссия, организующая подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, должностные лица местного самоуправления муниципального образования обязаны обеспечить своевременное и надлежащее уведомление депутата, главы муниципального образования о времени и месте рассмотрения вопроса о его отзыве.
Со дня, следующего за днем принятия территориальной избирательной комиссией, организующей подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, решения о разрешении сбора подписей в поддержку инициирования процедуры отзыва депутата, главы муниципального образования, указанное лицо вправе давать разъяснения населению муниципального образования непосредственно и (или) через средства массовой информации муниципального образования по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований отзыва.
4. Депутат, глава муниципального образования считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе, муниципальном образовании.
5. Итоги голосования по отзыву депутата, главы муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 14. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования
 
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
2. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории.
3. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается советом депутатов муниципального образования и проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 12.06.2002
№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принятым в соответствии с ним законом Ленинградской области, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
4. Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования или части муниципального образования, обладающих избирательным правом. Согласие населения на изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования считается полученным, если за указанные изменение, преобразование проголосовало более половины принявших участие в голосовании жителей муниципального образования или части муниципального образования.
5. Итоги голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 15. Правотворческая инициатива граждан
 
1. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом советом депутатов муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
В случае отсутствия нормативного правового акта совета депутатов муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
3. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
 
Статья 16 Сход граждан
 
1. Сход граждан проводится по вопросу выдвижения кандидатуры старосты населенного пункта муниципального образования, а также досрочного прекращения полномочий старосты населенного пункта муниципального образования, и по другим вопросам, предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта (либо части его территории) или поселения.
3. В случае если в населенном пункте отсутствует возможность одновременного совместного присутствия более половины обладающих избирательным правом жителей данного населенного пункта, сход граждан, в состав которого входит указанный населенный пункт, проводится поэтапно в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения о проведении схода граждан. При этом лица, ранее принявшие участие в сходе граждан, на последующих этапах участия в голосовании не принимают. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
4. Порядок организации и проведения схода граждан устанавливается нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования и предусматривает заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан.
5. В соответствии с законом Ленинградской области на части территории населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, расположенного в границах Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района, может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта.
Сход граждан, предусмотренный частью 5 настоящей статьи, созывается советом депутатов муниципального образования по инициативе группы жителей соответствующей части территории населенного пункта численностью не менее 10 человек.
Критерии определения границ части территории населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, в границах Таицкого городского поселения Гатчинского муниципального района, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан, устанавливаются законом Ленинградской области.
6. Участие в сходе граждан выборных должностных лиц местного самоуправления является обязательным.
7. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным настоящим Уставом.
8. Решения, принятые на сходе граждан, обязательны для исполнения на территории поселения и подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 17 Инициативные проекты
 
1. В целях реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, по решению вопросов местного значения или иных вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления, в администрацию муниципального образования может быть внесен инициативный проект. Порядок определения части территории муниципального образования, на которой могут реализовываться инициативные проекты, устанавливается нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования.
2. С инициативой о внесении инициативного проекта вправе выступить инициативная группа численностью не менее 10 (десяти) граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста и проживающих на территории муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, староста сельского населенного пункта (далее - инициаторы проекта). Минимальная численность инициативной группы может быть уменьшена нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования. Право выступить инициатором проекта в соответствии с нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования может быть предоставлено также иным лицам, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования.
3. Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов осуществляется в порядке, установленном статьей 54.1 настоящего Устава.
4. Правовое регулирование инициативных проектов осуществляется в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
 
Статья 18. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются советом депутатов муниципального образования по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
10. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
11. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления муниципального образования устанавливаться не могут.
12. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются нормативными правовыми актами совета депутатов муниципального образования.
 
Статья 19. Староста сельского населённого пункта
 
1. Для организации взаимодействия совета депутатов муниципального образования, администрации муниципального образования и жителей сельского населённого пункта при решении вопросов местного значения в сельском населённом пункте муниципального образования может назначаться староста сельского населённого пункта.
2. Староста сельского населённого пункта назначается советом депутатов муниципального образования по представлению схода граждан сельского населённого пункта из числа граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного сельского населённого пункта и обладающих активным избирательным правом, либо граждан Российской Федерации, достигших на день представления сходом граждан 18 лет и имеющих в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта.
3. Староста сельского населённого пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность, за исключением муниципальной должности депутата совета депутатов муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления. Законом Ленинградской области с учётом исторических и иных местных традиций может быть установлено иное наименование должности старосты сельского населённого пункта.
4. Старостой сельского населённого пункта не может быть назначено лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность, за исключением муниципальной должности депутата совета депутатов муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
5. Срок полномочий старосты сельского населённого пункта составляет 5 (пять) лет. Полномочия старосты сельского населённого пункта прекращаются досрочно по решению совета депутатов муниципального образования, по представлению схода граждан сельского населённого пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
6. Староста сельского населённого пункта имеет удостоверение, которое подписывается главой муниципального образования. Форма удостоверения старосты сельского населённого пункта утверждается правовым актом совета депутатов муниципального образования.
7. Староста сельского населённого пункта для решения возложенных на него задач:
1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями, и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населённом пункте;
2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собраниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;
3) информирует жителей сельского населённого пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;
4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населённом пункте;
5) вправе выступить с инициативой о внесении инициативного проекта по вопросам, имеющим приоритетное значение для жителей сельского населённого пункта;
6) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования в соответствии с законодательством Ленинградской области.
8. Гарантии деятельности и иные вопросы статуса старосты сельского населённого пункта, установлены уставом муниципального образования и нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования в соответствии с законодательством Ленинградской области.
9. Староста сельского населённого пункта исполняет свои полномочия на общественной (безвозмездной) основе. Администрацией муниципального образования может осуществляться возмещение затрат, связанных с исполнением старостой сельского населённого пункта полномочий, в порядке и размере, установленных нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования.
10. Староста сельского населённого пункта ежегодно отчитывается о своей деятельности перед жителями сельского населённого пункта в порядке, установленном нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования.
11. Контроль за соответствием деятельности старосты сельского населённого пункта действующему законодательству, муниципальным правовым актам осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования в порядке, установленном советом депутатов муниципального образования.
 
Статья 20. Публичные слушания
 
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования советом депутатов муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, совета депутатов муниципального образования, главы муниципального образования или главы администрации муниципального образования.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или совета депутатов муниципального образования, назначаются советом депутатов муниципального образования, а по инициативе главы муниципального образования или главы администрации муниципального образования - главой муниципального образования.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава Ленинградской области и (или) законов Ленинградской области в целях приведения настоящего Устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами совета депутатов муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, в том числе посредством его размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом положений Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее в настоящей статье - официальный сайт), возможность представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по вынесенному на обсуждение проекту муниципального правового акта, в том числе посредством официального сайта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений, в том числе посредством их размещения на официальном сайте.
Для размещения материалов и информации, указанных в абзаце первом настоящей части, обеспечения возможности представления жителями муниципального образования своих замечаний и предложений по проекту муниципального правового акта, а также для участия жителей муниципального образования в публичных слушаниях с соблюдением требований об обязательном использовании для таких целей официального сайта может использоваться федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», порядок использования которой для целей настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.
 
Статья 21. Собрание граждан
 
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, совета депутатов муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
3. Порядок проведения собрания граждан, его полномочия устанавливаются нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования.
4.Собрание граждан, проводимое по инициативе совета депутатов муниципального образования, назначается правовым актом совета депутатов муниципального образования.
5. Собрание граждан, проводимое по инициативе главы муниципального образования, назначается распоряжением главы муниципального образования.
6. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается советом депутатов муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящим Уставом.
Решение принимается на основании заявления гражданина (граждан), проживающего на территории муниципального образования о проведении собрания граждан, проживающих на территории муниципального образования (части территории муниципального образования).
В заявлении указывается для обсуждения какого вопроса местного значения или получения какой информации о деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления муниципального образования инициируется проведение собрания граждан.
Заявление о проведении собрания граждан рассматривается советом депутатов муниципального образования на очередном заседании. Правовой акт совета депутатов муниципального образования о проведении собрания граждан должен содержать указание о дате, времени и месте проведения собрания граждан, а также подлежащих обсуждению вопросах местного значения, информации о деятельности органов или должностных лиц местного самоуправления. Правовой акт совета депутатов муниципального образования о проведении собрания граждан должно быть опубликовано (обнародовано) не позднее, чем за 3 дня до проведения собрания граждан.
7. В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования.
8. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
9. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 22. Конференция граждан (собрание делегатов)
 
1. В случаях, предусмотренных нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
 
Статья 23. Опрос граждан
 
1. Опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти Ленинградской области.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. В опросе граждан по вопросу выявления мнения граждан о поддержке инициативного проекта вправе участвовать жители муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигшие шестнадцатилетнего возраста.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) совета депутатов муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения;
2) органов государственной власти Ленинградской области - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.
3) жителей муниципального образования или его части, в которых предлагается реализовать инициативный проект, достигших шестнадцатилетнего возраста, - для выявления мнения граждан о поддержке данного инициативного проекта.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом совета депутатов муниципального образования в соответствии с законом Ленинградской области.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается советом депутатов муниципального образования. Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В нормативном правовом акте совета депутатов муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе;
6) порядок идентификации участников опроса в случае проведения опроса граждан с использованием официального сайта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
6. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления или жителей муниципального образования;
2) за счет средств бюджета Ленинградской области - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Ленинградской области.
 
Статья 24. Обращения граждан в органы местного самоуправления
 
1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
2. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
3. За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Статья 25. Общественный совет
 
1. Общественный совет – одна из иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на части территории муниципального образования.
2. Направления деятельности общественного совета, их полномочия, срок полномочий, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления муниципального образования определяются решением совета депутатов муниципального образования.
3. Общественный совет избирается (переизбирается) на собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования с численностью жителей не менее 50 человек в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.
4. Собрание (конференция) граждан части территории муниципального образования проводится с участием главы муниципального образования или депутата совета депутатов муниципального образования, уполномоченного правовым актом главы муниципального образования на участие в собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования, главы администрации муниципального образования или муниципального служащего администрации муниципального образования, уполномоченного правовым актом администрации муниципального образования на участие в собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования.
5. Кандидатуры в состав общественного совета могут быть выдвинуты из числа лиц, проживающих на части территории муниципального образования и обладающих активным избирательным правом:
1) населением части территории муниципального образования, на которой избирается общественный совет;
2) по предложению органа территориального общественного самоуправления, действующего на соответствующей части территории муниципального образования;
3) по предложению органа местного самоуправления муниципального образования;
4) путем самовыдвижения.
6. По предложению совета депутатов муниципального образования в состав общественного совета может быть выдвинут староста сельского населенного пункта, на территории которого осуществляет деятельность общественный совет.
7. Членом Общественного совета не может быть избрано лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
8. Общественный совет избирается сроком на 5 (пять) лет на основании решения совета депутатов муниципального образования.
9. Количество членов общественного совета должно быть нечетным и составляет 5 (пять) человек.
10. Председатель общественного совета (далее – председатель) избирается из состава общественного совета в порядке, установленном решением совета депутатов муниципального образования.
11. Председатель и члены общественного совета в соответствии с решением совета депутатов муниципального образования исполняют свои полномочия на безвозмездной (общественной) основе.
Администрацией муниципального образования может производиться возмещение затрат, связанных с исполнением председателем и (или) членами общественного совета своих полномочий, в порядке и размере, установленных решением совета депутатов муниципального образования.
12. Председатель имеет удостоверение, которое подписывается главой муниципального образования.
Форма удостоверения председателя утверждается решением совета депутатов муниципального образования.
13. Досрочное прекращение полномочий члена общественного совета осуществляется в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования, в случаях:
1) сложения полномочий члена общественного совета муниципального образования на основании личного заявления;
2) неисполнения два и более раза без уважительной причины полномочий члена общественного совета, перечень которых установлен решением совета депутатов муниципального образования;
3) утраты доверия;
4) переезда на постоянное место жительства за пределы части территории муниципального образования, на которой осуществляется его деятельность;
5) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена общественного совета;
6) смерти;
7) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
8) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
9) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
10) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления.
14. В случае досрочного прекращения полномочий члена общественного совета избрание нового члена общественного совета осуществляется в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования с учетом требований частей 4, 5 и 6 настоящей статьи в соответствии с требованиями закона Ленинградской области.
15.Основания досрочного прекращения полномочий общественного совета, порядок его переизбрания определяются решением совета депутатов муниципального образования.
16. Общественный совет ежегодно отчитывается о своей деятельности на собрании (конференции) граждан части территории муниципального образования в порядке, установленном решением советом депутатов муниципального образования.
17. Контроль за соответствием деятельности общественного совета действующему законодательству и муниципальным правовым актам осуществляется органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.
 
Статья 26. Инициативная комиссия
 
1. Инициативная комиссия – одна из иных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления на части территории муниципального образования.
В соответствии с законодательством Ленинградской области в административном центре муниципального образования население участвует в осуществлении местного самоуправления путем избрания инициативной комиссии.
2. Границы территории, на которой осуществляет деятельность инициативная комиссия, определяется решением совета депутатов муниципального образования по предложению главы администрации муниципального образования.
3. Порядок выдвижения инициативных предложений и участия населения в их реализации, осуществления контроля реализации инициативных предложений, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления муниципального образования определяются решением совета депутатов муниципального образования.
4. Инициативные предложения включаются в муниципальную программу (подпрограмму) в порядке, определенном правовым актом администрации муниципального образования.
5. Назначение и проведение собрания (конференции) граждан территории административного центра по вопросу избрания (переизбрания) инициативной комиссии осуществляется администрацией муниципального образования с обязательным участием уполномоченного представителя органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.
6. Направления деятельности инициативных комиссий, их полномочия, срок полномочий определяются решением совета депутатов муниципального образования. Деятельность инициативных комиссий, их полномочия направлены на выборы приоритетных проектов на основе инициативных предложений, на взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования по подготовке проектов, осуществлению контроля за их реализацией.
7. Инициативная комиссия формируется на срок, предусмотренный решением совета депутатов муниципального образования, но не более срока полномочий совета депутатов муниципального образования. Срок полномочий инициативной комиссии составляет 5 (пять) лет.
8.Количество членов инициативной комиссии должно быть нечетным и составляет 5 (пять) человек.
9.Кандидатуры членов инициативной комиссии выдвигаются:
1) гражданами, проживающими постоянно или преимущественно на территории, указанной в части 1 настоящей статьи, и обладающими активным избирательным правом;
2) по предложению органа местного самоуправления муниципального образования;
3) путем самовыдвижения.
10. Членом инициативной комиссии не может быть избрано лицо:
1) замещающее государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы;
2) признанное судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) имеющее непогашенную или неснятую судимость.
11. Председатель инициативной комиссии (далее – председатель) избирается из состава инициативной комиссии в порядке, установленном решением совета депутатов муниципального образования.
12. Председатель в соответствии с решением совета депутатов муниципального образования исполняет свои полномочия по договору или на безвозмездной (общественной) основе.
Расходы, связанные с заключенным договором, могут осуществляться за счет средств бюджета муниципального образования.
При исполнении председателем полномочий на безвозмездной (общественной) основе администрацией муниципального образования может производиться возмещение затрат, связанных с исполнением председателем полномочий, в порядке и размере, установленных решением совета депутатов муниципального образования.
13. Председатель имеет удостоверение, которое подписывается главой муниципального образования.
14. Инициативная комиссия ежегодно отчитывается о своей деятельности на собрании (конференции) граждан территории административного центра муниципального образования, назначение и проведение которого осуществляется администрацией муниципального образования в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.
15. Деятельность инициативной комиссии прекращается досрочно в следующих случаях:
1) принятия решения о роспуске (самороспуске) в порядке, определенном решением совета депутатов муниципального образования;
2) несоответствия требованиям, установленным в части 8 настоящей статьи.
16. Деятельность члена инициативной комиссии, председателя досрочно прекращается в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования, по следующим основаниям:
1) прекращение деятельности инициативной комиссии;
2) сложение полномочий на основании личного заявления;
3) в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей;
4) утрата доверия;
5) переезд на постоянное место жительства за пределы территории административного центра, на которой осуществляется их деятельность;
6) вступление в законную силу обвинительного приговора суда;
7) признание судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
8) признание судом безвестно отсутствующим или объявление умершим;
9) смерть;
10) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
17. Деятельность членов инициативной комиссии прекращается досрочно при непосещении двух заседаний инициативной комиссии без уважительных причин, перечень которых установлен решением совета депутатов муниципального образования.
18. Контроль за соответствием деятельности инициативной комиссии действующему законодательству и муниципальным правовым актам осуществляется в порядке, предусмотренном решением совета депутатов муниципального образования.
 
Статья 27. Другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении
1. Наряду с предусмотренными Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иными федеральными законами, Уставу Ленинградской области, законам Ленинградской области.
2. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.